Главная>> Новости
17 ноября 2015

Подведены итоги работы по направлению «Социализация детей» за 2011-2015 годы

Вопросы социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние годы поднимаются всё чаще

Вопросы социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние годы поднимаются всё чаще. Об этом красноречиво говорят цифры по развитию направления «Социализации детей», реализуемой Министерством образования и науки Российской Федерации в 2011-2015 годах в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
«Целевая программа – это инструмент реализации государственной политики по социализации детей, – заявил заместитель Министра образования и науки Вениамин Каганов. – В 2012 году был принят закон об образовании, где были зафиксированы и многие моменты, касающиеся этой категории детей. Самое главное, что там записано – это что у нас нет и не может быть детей, которые необучаемы и, следовательно, которых можно не обучать».
Инфраструктура и педагоги
По словам замминистра, работа по созданию комфортных условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждений начиналась с оборудования школ необходимой инфраструктурой. И если в 2011 году было оборудовано только около 300 образовательных учреждений, то в 2015 уже работы были проведены в более чем 3 тысяч школ. Всего за отчётный период соответствующая инфраструктура появилась в 9 тысяч общеобразовательных учебных заведений, что составило примерно 20% от общей численности школ в стране.
Но оборудование пространства – это лишь первый шаг к полноценной инклюзии. «Наша самая главная задача – обеспечить доступность услуги, а не доступность пространства, хотя это тоже чрезвычайно важно», – пояснил Вениамин Каганов.
В первую очередь была проведена работа с кадрами – как с учителями, так и со специалситами психолого-медико-педагогического профиля. В общей сложности повышение квалификации прошли 24 тысячи специалистов – работников школ с программами инклюзии. Помимо этого специальные курсы прошли порядка 1 000 работников психолого-медико-педагогических комиссий, которые дают заключение о возможности обучения ребёнка по той или иной программе. В целом количество специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, возросло на 5 160 человек и превысило 52 тысячи человек.
Инклюзия или коррекционный класс?
Тенденция к укрупнению образовательных учреждений затронула и коррекционные школы. Часть специализированных центров закрывается, а вместо них появляются коррекционные классы в общеобразовательных школах (их количество возросло на 3,25% с вступления в силу нового закона об образовании) и инклюзивные программы в обычных классах. Но могут ли они сегодня полноценно реализовываться? Не обернётся ли инклюзия снижением качества школьного образования для других ребят?
«Вопреки расхожему мнению, что у нас коррекционные школы закрываются, программы свёртываются, и дети не могут на них попасть, мы оперировали статистикой. Отдельные случаи, конечно, были, но статистика фиксирует рост на 2% детей, которые проходят обучение по адаптационным программам. Это не много, но это не падение», – заявил Каганов.
Замминистра также подчеркнул, что с проблемы с реализацией инклюзивных программ возникают, если к этим вопросам подходить формально, без учёта различных мнений, в том числе, мнения родительской общественности. «Мне кажется,
в процессе перехода (к инклюзивной системе – Ред.) больше внимания надо уделять подготовке, общению с родителями,
– подчеркнул он. – Мы неоднократно направляли специальные письма в регионы с предостережением: если условия к инклюзиву не готовы, не торопитесь».
Тем не менее, с 1 сентября 2016 года в России вводится новый стандарт, который обязывает обеспечить условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях обучения. В 24 регионах уже проходят апробацию Госстандарты начального образования для детей с ОВЗ. В рамках документа выделено 9 категорий нарушений у детей, и для каждой из них с учётом мнения родителей, и педагогических работников разработаны примерные адаптированые программы.
«В рамках Государственного стандарта мы разработали вариант программы и для детей с глубокой умственной отсталостью, и со сложными дефектами. Чем сложнее уровень развития ребёнка – тем больше выступает вперёд формирование жизненных компетенций, и это тоже важная задача обучения этого ребёнка. Мы, может быть, не научим его таблице умножения, но какие-то социальные навыки и жизненные компетенции мы ему привьём. Поэтому для нас необучаемых нет», – добавила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ирина Тепрёхина.
К 2020 году планируется полностью охватить детей-инвалидов в возрасте 1,5-7 лет дошкольным образованием (сейчас охват составляет 75%), а детей школьного возраста – программами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Также планируется расширить базу для предоставления дополнительных образовательных услуг детям с ОВЗ (и увеличить долю таких детей с 25% до 50%), а также ввести в практику профориентационные работы для выпускников 9 и 11 классов и улучшить условия получения среднего и высшего профессионального образования для молодёжи с ОВЗ.


Автор http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_n
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216