Главная>> Новости
23 октября 2014

Инклюзия – это новый образ мышления

Социализация детей с ОВЗ – одно из приоритетных направлений политики Министерства образования и науки РФ. О развитии инклюзивного образования в нашей стране корреспондент РИА Новости Оксана Баранова побеседовала с начальником отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ларисой Фальковской.

Социализация детей с ОВЗ – одно из приоритетных направлений политики Министерства образования и науки РФ. Принятый в прошлом году "Закон об образовании" впервые ввел понятие "инклюзия", открыв тем самым, новые горизонты усовершенствования образовательных моделей для детей-инвалидов. При этом большая роль отводится развитию служб, позволяющих как можно раньше выявить трудности развития у ребенка, тем самым правильно подготовить его к дальнейшему процессу обучения. В рамках мультимедийного круглого стола по теме социализации детей, организованного на площадке МИА "России Сегодня" корреспондент РИА Новости Оксана Баранова побеседовала о развитии инклюзивного образования в нашей стране с начальником отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ларисой Фальковской.
Лариса Павловна, выступая на мероприятии, вы отметили, что огромная роль в успешном продвижении модели инклюзивного образования, отведена Службам раннего развития. Как эта система развивается в регионах РФ?
— Процесс создания Служб ранней помощи начал активно развивается с 2004 года, но если говорить о регионах, пока не везде однородная ситуация. В системе образования создание Служб развивалось в рамках региональных проектов, в 4 субъектах: Самарская область, республика Марий Эл, Красноярский край, Москва. Параллельно по всей России Службы ранней помощи создавались и в рамках систем социальной защиты, здравоохранения. Одними из первых, активное участие в этом приняли Хабаровский край, республика Бурятия.
Причем надо сказать, во всем мире Службы ранней помощи тоже существуют в разных сферах, и это правильно. Ведь они должны выполнять роль системного оператора, который будет координировать и информировать семьи с детьми, имеющими трудности с развитием или предпосылки к этому, по какому пути развития им идти дальше. При этом, какому ведомству будет подчиняться эта структура, не так важно.
Например, сама идея "социального навигатора" РИА Новости тоже, по сути, близка к роли системного оператора. Важно другое – кроме предоставления информации, должна быть создана инфраструктура, которая обеспечивает условия для коррекционной помощи детям, решена кадровая проблема. Суть ранней помощи заключается в совместных со специалистами детско-родительских занятиях. Главная задача специалистов: настроить маму и папу на ребенка и научить определять его особые потребности развития и их реализовывать, создавать такую среду, которая будет стимулировать активность и самостоятельность деятельности ребенка даже при условии его тяжелых ограничений жизнедеятельности.
- Сейчас активно обсуждаются федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ. Что, прежде всего, родители должны знать об этих стандартах?
Да, действительно, образовательные стандарты разрабатываются абсолютно для всех детей с ОВЗ. Родителям, воспитывающих таких ребят, необходимо знать, что стандарт это документ, в котором прописаны три основные составляющие: требования к условиям обучения, к программам и, к результатам образовательного процесса. Эти требования должны выполняться повсеместно: во всех субъектах РФ. Для большего числа детей с ОВЗ благодаря стандарту должн быть организован образовательный процесс. То есть дети точно так же, как и их здоровые сверстники могут выходить на итоговую аттестацию. Точно так же писать ЕГЭ.
- Но при этом стандартом предусмотрены адаптированные программы обучения для детей с ОВЗ?
— Конечно. Именно степень адаптации для разных категорий детей и прописана в стандартах. Это может быть чуть более длительный срок освоения программы, введение в процесс обучения дополнительных пособий, дидактических материалов. Мы понимаем, что невозможно обучать ребенка с нарушением зрения при отсутствии специализированных материалов, например учебников со шрифтом Брайля. Невозможно учить слабослышащих детей без звукоусиливающей аппаратуры, специальных занятий по развитию слухоречевого восприятия. В каждом из стандартов прописаны эти условия.
- В какой стадии сейчас идет апробация стандартов?
В этом году 25 субъектов РФ от Калининграда до Хабаровского края вступили в экспериментальную апробацию стандартов. Минобранауки оказывает финансовую поддержку для создания необходимых условий. По указанию Президента Российской Федерации, стандарты должны быть утверждены в январе 2015 года. С этого момента, по степени готовности, они будут вводиться и в других школах.
-На ваш взгляд, из каких компонентов должна состоять идеальная модель социализации ребенка с ОВЗ?
— Начиная от ранней помощи, заканчивая полноценными профессиональным образованием и возможностью самореализации. Любой человек, с ограниченными возможностями здоровья должен быть максимально введен в общество. Причем во всех сферах: семья, трудовая деятельность, культура, досуг. Поэтому важно сформировать общественный механизм социализации, который нужен не только человеку с инвалидностью, но и тем, кто рядом с ним. Важно понять, что инклюзивное образование создается не для детей с ОВЗ, оно в целом, для общества. Это новое мышление, которое не делит человечество на здоровых и инвалидов.


Автор http://ria.ru/adaptation/20141021/1029362037.html#
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216