Главная>> Новости
09 октября 2014

"Подготовка человеческого материала", или социализация вместо воспитания

В начале октября в МИА «Россия сегодня» состоялся видео-мост "Социализация детей: лучшие практики России".

"Это мероприятие открывает цикл экспертных и общественных обсуждений лучших практик социализации. Начиная этот разговор, нам бы хотелось развеять миф о неразвитости государственных структур поддержки детей в регионах и создать на базе МИА "Россия сегодня" коммуникационные площадки актуальные как для экспертов, так и для простых родителей", — отметила руководитель проекта "Социальный навигатор" Наталья Тюрина.
В мероприятии посвященном, обсуждению основных вопросов представления лучших региональных практик социализации детей в рамках публичного информационного пространства, примут участие специалисты, в числе которых: публицист, автор проектов адаптации детей-сирот Александр Гезалов; руководитель департамента поддержки социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Ольга Волжина, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец и т.д.
Что стоит за словами "лучшие практики социализации детей в рамках информационного пространства" понять сложно, даже невозможно. Заметим, что до 80-х гг. XX в. советская педагогика объявляла социализацию предметом буржуазной науки, противостоящим воспитанию, и понятие «социализация» употреблялось исключительно в контексте критики концепций западных идеологов.
Сейчас с неопределенным понятием «социализация» в педагогике происходят разительные перемены. Еще десятилетие назад им оперировали только специалисты в области социологии и социальной психологии, а официальная педагогика все механизмы становления личности описывала через категорию «воспитание».
Уже сейчас многие западноориентированные эксперты упраздняют традиционные и понятные определения, упраздняют привычное понимание воспитания и все, что раньше считалось воспитанием, объявляют социализацией.
В последние годы происходит преднамеренная переоценка и снижение роли и значения семьи для ребенка. Все чаще семья представляется в общественной дискуссии и в СМИ с точки зрения «профилактики жесткого обращения с ребенком», «профилактики социального сиротства», «выявления неблагополучия» и т.д. В реальности одновременно идет вытеснение и замена социальных функций семьи некими социальными службами помощи, поддержки, развития и пр., а также школой и детсадом. Ребенок все меньше времени проводит со своей семьей. Этому способствуют и такие осознанные меры со стороны государства как введение обязательных дополнительных занятий в школах. Есть все основания полагать, что в ближайшее время термин «воспитание» поменяет свое содержание и станет в большей степени соответствовать термину «социализация».
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.
Воспитание же представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.
Термин «социализация», как принято считать, пришел в науки о человеке с «легкой руки» американского социолога Ф.Г.Гиддингса. В 1887 г. в книге «Теория социализации» он определил сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни».


Автор http://www.ivan4.ru/~QK2eJ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216